В побеге от подделки: как российские маркетплейсы борются с контрафактом

В побеге от подделки: как российские маркетплейсы борются с контрафактом

Фото: freepik.com

В России все больше говорят об ужесточении регулирования маркетплейсов. Уже сейчас платформы начинают борьбу с подделками и нелегальным товаром. Редакция АБН24 поговорила с экспертами о нюансах деятельности интернет-площадок. 

Президент международной ассоциации профессионалов E-Commerce & Digital Marketing Association Евгений Мищенко сообщил, что маркетплейсы уже занимают существенную долю рынка, их оборот в 2024 году составит около 11 млрд рублей. Интернет-площадки позволяют любому жителю России покупать онлайн с высокой степенью уверенности, что в случае возникших проблем, деньги будут возвращены. Вместе с этим, рынок e-commerce увеличивается. Реальные продавцы на маркетплейсах – мелкие ИП и ООО, количество которых к концу 2024 года может достигнуть миллиона. 

«Конечно, среди такого огромного количества продавцов есть и те, кто торгует контрафактными товарами. При этом маркетплейсы в большинстве случаев не имеют возможности проконтролировать качество товара. Кроме того, при миллионах заказов, невозможно проверять каждый товар, а отправляться могут оригинал и подделка вперемешку от одного продавца. Часто первая партия товара доставляется оригинальная, а затем продавец начинает торговать подделками, достаточно посмотреть отзывы на брендовый кофе, чтобы понять – проблема стала действительно массовой», — заявил он. 

Фото: freepik.com

Ужесточение контроля деятельности площадок

«Ужесточения контроля связано с тем, что сейчас маркетплейсы – это одна из самых активных площадок для реализации любых товаров. Там сосредоточено огромное количество продавцов и, к сожалению, так же много контрафакта. В связи с этим госорганы и взялись за регулирование работы маркетплейсов», — сказал руководитель компании Obolea Егор Оболенский.

Фото: freepik.com

Как сейчас на площадках обстоит ситуация с так называемой контрафактной продукцией? 

По мнению эксперта ситуация достаточно серьезная. Контрафакта много, и при этом продавцы прибегают к самым различным ухищрениям, чтобы его скрыть. 

«Контрафакт – это не только подделки, но и товары, ввезенные нелегально. К откровенным подделкам обычно склонны китайские производители, продукция которых активно продается на российских маркетплейсах. Обычно это мелкая электроника и бытовая техника: чайники, наушники, колонки, фены, смарт-часы и так далее», — пояснил Оболенский.

Мищенко же обратил внимание, что проблему контрафакта может решить система «Честный знак», но в условиях параллельного импорта и сложностей с оформлением возвратов в системе, это довольно сложно. Тем более, что эта система станет полезной только с проведением необходимых доработок. 

«Обязать маркетплейсы вести контроль контрафакта можно, но непонятно, как это может быть реализовано физически. Скорее всего, все опять сведется к обязанности маркетплейса проверять сертификаты, что не является никакой защитой от контрафакта», — добавил спикер.

Отдельного внимания, по его словам, требует система клиентского сервиса в маркетплейсах, так как во многих случаях клиент не может достучаться до живого оператора, получает шаблонные ответы и так далее. 

«В итоге клиенты обращаются в суды, в контролирующие органы, а это, в свою очередь, приводит к повышенному вниманию государства. Ранее было несколько хороших инициатив по саморегулированию онлайн торговли, но, к сожалению, они окончились ничем, а профильные ассоциации стали лоббистами интересов маркетплейсов и других компаний против трансграничной торговли и против прав потребителей. Если рынок сам не готов регулироваться и соблюдать определенные стандарты, а клиент не может найти правду, не обращаясь в контрольные органы, то остается одно – государство примет законы, которые скорее всего осложнят жизнь всем участникам рынка и увеличат стоимость операций», — отметил президент международной ассоциации профессионалов E-Commerce & Digital Marketing Association. 

Мнение адвоката: выявление контрафакта на маркетплейсах

Адвокат, руководитель интеллектуальной практики адвокатского бюро «RBL» Татьяна Кархалева заявила, что замечает тенденцию к активизации подхода маркетплейса по выявлению контрафакта, которого действительно много. Но, как всегда, дело в нюансах. Что же считать контрафактом? 

«По умолчанию, это вещь, которая копирует другую вещь, причем намеренно под нее «подстраивается». Копируется дизайн более узнаваемого бренда,товарный знак. Также контрафактом считается и оригинальная вещь, но ввезенная в страну незаконно. Например, минуя официальные таможенные процедуры без уплаты пошлин», — рассказала она.

Еще один аспект на маркетплейсах, по мнению эксперта, это «патентные тролли». Не секрет, что множество товаров ввозится из Китая. При этом продавцы не утруждают себя зарегистрировать товарный знак, под которым производятся товары. 

«Этим пользуются тролли, которые регистрируют товарные знаки более-менее узнаваемой, но юридически незащищенной продукции, а затем предъявляют претензии в целом к добросовестным, но юридически незащищенным из-за собственной же беспечности предпринимателям. К сожалению, маркетплейсы на деятельность таких троллей до сих пор никак не реагируют, оставляя продавцам самим с ними разбираться», — объяснила Кархалева.

Мищенко заключил, что у маркетплейсов достаточно данных и аналитики для того, чтобы выявлять недобросовестных продавцов на раннем этапе. Лучше договориться и создать стандарты внутри индустрии и следовать им, чем ждать принятие новых законов.