За 10 месяцев 2019 года трудовые мигранты не доплатили в бюджет Петербурга почти 5 миллиардов рублей. Но с 2020 года уходить в тень станет гораздо сложнее, в городе запускается проект «Электронная карта мигранта». АБН разбиралось в изменениях миграционной политики Петербурга.
С начала года в Петербург прибыло 327 тысяч иностранных граждан, которые указали работу в качестве цели въезда. При этом только 199 тысяч из них оформили трудовые патенты, остальные предпочли уйти в «тень».
Такую статистику привели в Смольном на заседании консультативного совета по вопросам реализации государственной национальной политики. Председатель комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Петербурге Олег Капитанов отметил, что город недополучил 4,8 млрд рублей.
«Такая ситуация имеет место абсолютно во всех регионах, где присутствует большое количество мигрантов. Количество приехавших в Россию иностранных граждан с целью работы в 2 раза больше тех, кто получает патенты. В первую очередь это связано с ценой патента. Заработные платы мигрантов не очень высоки, поэтому для многих из них покупка патента неподъемная ноша», — считает директор Центра миграционной политики Ольга Чудиновских.
Если учесть весь пакет платных документов, который мигрант должен оплатить, то на него уйдет в среднем две зарплаты, добавляет эксперт. Снижение цены патента может стать тем решением, которое приведет к выходу их тени иностранных рабочих. Собеседник АБН уверена, что город свой дивиденд получит в любом случае.
Но в Петербурге решили пойти по другому пути, решив разработать принципиально новую систему учета иностранных работников. Речь идет о специальной Электронной карте мигранта, которая заменит ему паспорт, ИНН, трудовой патент, свидетельство о регистрации и другие необходимые документы.
«В помощью Электронной карты и государственной информационной системы «Миграция» город сможет в режиме реального времени получать информацию обо всех трудовых мигрантах, находящихся в Санкт-Петербурге, контролировать поступление налога на доходы физических лиц, узнавать, оплатил ли мигрант трудовой патент», — подчеркнул Олег Капитанов.
Запуск ГИС «Миграция» и проекта «Электронная карта мигранта» запланирован на 2020 год. Директор Центра миграционной политики обращает внимание, что перед внедрением новой системы предстоит понять, не будет ли эта идея противоречить федеральному законодательству. По ее словам, если каждый регион начнет создавать свою информационную систему и учетные документы, то мы никогда не получим общую картину по России.
«Любая самодеятельность такого рода должна вписываться в какую-то федеральную концепцию. Мы столько лет создавали центральный банк по учету иностранных граждан и унифицировали системы учета, что переходить на такие региональные схемы, чем бы это ни было вызвано, совершенно неправильно», — считает Ольга Чудиновских.
В свою очередь доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, эксперт по налоговой системе Алисен Алисенов положительно оценивает подход Смольного в контексте вопросов наполняемости бюджета.
«Одно дело, когда граждане РФ ищут какие-то дополнительные способы дохода, и другое дело, когда граждане иностранных государств остаются в тени, работая в неформальном секторе экономики. Конечно, это приводит к достаточно большим потерям бюджета», — делится своим мнением с АБН Алисен Алисенов.
По мнению специалиста, проблема в первую очередь касается китайских граждан, которые в связи с возросшим потоком туристов в Петербург, занимаются их же обслуживанием. Многие из них без лицензии обслуживают граждан собственной страны, при этом сами услуги стоят очень дорого, позволяя хорошо зарабатывать и оставляя недоступным рынок для граждан РФ.
Введение подобных систем станет только одним из решений этой проблемы. Все меры, связанные с обелением деятельности работающих иностранных граждан в России, следует приветствовать, уверяет эксперт по налоговой системе, потому что от нелегальной трудовой миграции иностранных граждан страдают граждане РФ.
Но Ольга Чудиновских не исключает, что изменения миграционной политики могут дать и обратный эффект, а количество не задокументированных мигрантов только увеличится. По ее словам, мигранты уже начали приезжать на более короткие сроки, чтобы не превысить 90 дней пребывания. Им становится экономически невыгодно оставаться в легальном поле.
Потоки мигрантов регулируются интересами рынка. Если есть спросы на иностранную рабочую силу, то какими бы защищенными пластиковыми картами их снабжать не придумали, рынок все равно свое возьмет, и люди приедут работать по другим схемам. По мнению эксперта, проблему надо решать в комплексе, а не только закручивать гайки и вводить новые формы контроля.