Сенаторы предложили частным лоцманам самоустраниться

Сенаторы предложили частным лоцманам самоустраниться

Кирилл Жаворонков, генеральный директор ООО «Альбатрос»

В январе четыре сенатора внесли в Госдуму законопроект, отменяющий работу частных лоцманских компаний, фактически всего малого и среднего бизнеса этой отрасли. По мнению сенаторов, взамен должна быть создана единая государственная лоцманская организация, а сами частные лоцманы самоустраниться без компенсации со стороны государства.

По мнению авторов законопроекта ни один из которых, согласно их биографии, не имеет отношения к морскому транспорту, «появление в сфере обеспечения лоцманских проводок частных лоцманских компаний фактически разбалансировало и затормозило развитие всей системы лоцманского обеспечения в стране», вывело ее из-под государственного контроля и даже нарушило международные обязательства России в сфере обеспечения безопасности мореплавания в своих портах. Авторы законопроекта ратуют за создание единой государственной лоцманской службы и ликвидацию всех частных лоцманских компаний. В 2016 году Минтранс уже представлял подобный законопроект. И вот новая попытка.

Кто следующий

Конечно, лоцманы — не владельцы ларьков и не малые отельеры, последствия ликвидации бизнеса которых вызвала большой общественный резонанс. Лоцманских компаний не так много, но, похоже, что наступление на этот бизнес идет по всем фронтам.

В России работает около 1 тысячи частных и государственных морских лоцманов. Их деятельность регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, Положением о морских лоцманах РФ. Государственные морские лоцманы представлены в составе федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Росморпорт». ФГУП обслуживает инфраструктуру портов, и лоцманская деятельность не является для него основной. Государственных лоцманов — около 600. Общая выручка от лоцманской деятельности по стране около 3,0-3,2 млрд руб. Тарифы с 2017 года регулируются лоцманскими организациями под контролем Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). В общей цене судохода лоцманский сбор не превышает 5%.

«Можно 10-15 лет быть капитаном, — рассказывает Кирилл Жаворонков, глава лоцманского предприятия «Альбатрос», — и затем, получив значительный опыт, и далее развиваться в профессии — например, стать лоцманом. Специальность эта уникальная, сложная, ее можно назвать «ремеслом». Не каждый может быть лоцманом».

«Альбатрос»работает 15 лет — у компании есть свои плавсредства (один современный катер построен на судостроительном заводе «Пелла» в Ленобласти, второй приобретен уже построенным), на предприятии трудятся 95 человек, есть свой диспетчерский аппарат, свой плавсостав, свой автотранспорт, обеспечивающий круглосуточную непрерывную работу предприятия 365 дней в году. Компания обслуживает более тысячи судов в год.

ФГУП «Росморпорт» основан в 2002 году, и состоит из центрального аппарата и 16 филиалов, расположенных на территории 19 субъектов РФ. В большинстве российских портов работают лоцманы «Росморпорта». И, примерно, в десятке портов, таких как Санкт-Петербургский морской порт, Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Мурманск, Владивосток, Восточный, Ростов-на-Дону, Пригородное Высоцк — работают и частные лоцманские компании.

За последние годы между частными лоцманами и ФГУПом возникали конфликты — например, в 2015 году «Росморпорт» отказывался выдавать пропуска лоцманам компании «Альбатрос», которое конкурирует с ФГУП в порту Усть-Луга. В конфликт тогда вмешалось Ленинградское управление федеральной антимонопольной службы, было возбуждено дело, удалось отстоять права частной лоцманской организации.

Согласно исследованию Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», частные лоцманские службы выполняют более 50 % лоцманских работ в портах Выборг-Высоцк, Владивосток, Ростов-на-Дону, Находка, Санкт-Петербург, в Усть-Луга, Восточный.

Основной довод противников частных лоцманских компаний – «частники не хотят работать в малодеятельных портах, это приходится делать государственным лоцманам себе в убыток» — рассказывает заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербургской «Деловой России» Владимир Яцковский.

«Между тем, малому бизнесу предлагается работать в тех портах, где, по мнению Минтранса РФ, лоцманская деятельность экономически не привлекательна. Но для этого необходимо внести изменения в законодательство о частно-государственном партнёрстве в части разрешения совместной деятельности государства и бизнеса в сфере безопасности мореплавания», — уверен специалист.

«Современный этап развития морских портов РФ характеризуется увеличением грузопотока, возрастанием интенсивности судоходства в портах и на подходах к ним. В этих условиях вопрос организации лоцманского обслуживания является необходимым условием эффективного функционирования всей системы организации безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему. Следует подчеркнуть, что регламенты (положения, правила и профстандарты) и контролирующие органы (Ространснадзор, Администрация порта), и даже образовательные организации в сфере лоцманского обеспечения, едины, как для государственных, так и негосударственных организаций. Как же оценивается эффективность лоцманов? По финансовым показателям. Для государственных организаций эта деятельность убыточна. Для нас она рентабельна, мы платим с этой деятельности налоги, как федеральные, так и муниципальные, занимаемся благотворительностью. Оптимально используя свои возможности, мы строим и приобретаем плавсредства, ремонтируем и содержим свои предприятия, и все это — на поступления от лоцманского сбора» — говорит Кирилл Жаворонков, генеральный директор ООО «Альбатрос».

Есть еще одна особенность, подчеркивает Владимир Яцковский, при внесении законопроекта в Госдуму обычным порядком он проходит общественные обсуждения, затем — оценку регулирующего воздействия (ОРВ), опрашиваются Минтранс, Минэкономразвития, ФАС России — все мнения учитываются. В случае, когда напрямую в Госдуму законопроект вносят представители Совета Федерации, которые в пояснительной записке разъясняют, что введение законопроекта не требует дополнительного финансирования из бюджета, и законодательство не меняется, законопроект продвигается без общественного обсуждения.

Можно предположить, что ест и еще одна причина для спешки с законопроектом – «Росморпорт» на днях предложил повысить ставки портовых сборов, сообщает «Коммерсант». Сборы не повышались с 2016 года и ФГУП недополучил 5 млрд рублей.

На самом деле, говорят лоцманы, в мире есть форматы с использованием частных лоцманов, и форматы, где работают только госструктуры. «В России, в 67 ее портах, осуществляют деятельность не только лоцманские, но и агентские, стивидорные, буксирные и другие негосударственные компании. Они все тоже должны стать государственными?»- задаются вопросом эксперты.

20 февраля на встрече с региональным отделением партии Роста в Петербурге Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ, заявил, что проведет экспертизу законопроекта и возьмет ситуацию с лоцманами под свой контроль.