Драка за кадры: как малый и средний бизнес выживает среди гигантов

Драка за кадры: как малый и средний бизнес выживает среди гигантов

Фото: личный архив Гарри Мурадяна

Рынок труда переживает парадокс – с одной стороны, есть избыток выпускников по ненужным профессиям, с другой – дефицит работников в востребованных сферах. Как сделать так, чтобы образование и реальные потребности бизнеса наконец совпали, АБН24 рассказал руководитель агентства по подбору и развитию персонала АМАЛКО Гарри Мурадян.

В России сегодня нет ситуации, когда вузы простаивают – студентов учат, людей обучают. При этом есть направления, которые уже фактически изжили себя, но по-прежнему продолжают платные программы. Исторически это было связано с двумя факторами: во‑первых, без образования «сидеть» считается неправильным, во‑вторых, без законченного высшего образования нельзя занимать руководящие должности. Кроме того, в некоторых профессиях (например, врач или горный инженер) высшее образование просто необходимо. Однако в реальности многие выпускники оказываются на рынке, где их специальности не востребованы: юристов и экономистов подготовлено больше, чем реально нужно. 

«Сегодня подход к подготовке кадров постепенно меняется. Во-первых, существует целевой набор студентов на востребованные профессии. Во-вторых, активно развиваются программы переподготовки и государственные инициативы вроде демографических проектов и программ занятости, которые позволяют переобучить практически любого под нужды государства. Также есть проекты для школьников вроде «Профессионалитет», где ребята получают навыки, а затем трудоустраиваются, например, в промышленные кластеры с высокими зарплатами», — пояснил спикер.

Важно понимать, что результат этих мер не приходит мгновенно. Обычно эффект виден через 3–4 года. А пока на рынке наблюдается дефицит кадров, особенно дешевой рабочей силы, что требует временных решений: привлекать иностранцев, выдавать квоты, давать субсидии и льготные кредиты.

«Проблема студентов, вечных или «лишних», тоже имеет логику. Пока человек студент, он может нарабатывать опыт через стажировки, практику или общественную деятельность: студсоветы, комитеты, волонтерство – важно показать проактивность. Но вот идти работать за низкую зарплату в МСП студенты не хотят: 30–40 тыс. за физический труд кажется им бесперспективным и без роста по карьере. Чтобы платить нормальную зарплату студентам, малому и среднему бизнесу нужна поддержка – хотя бы какая-то дешевая рабочая сила, тех, кто «выиграл в кадрах». Людей стало меньше, началась настоящая драка за кадры. Вершина «пищевой цепи» – это предприятия с физической инфраструктурой. Они забирают всех специалистов, потому что если не выполнить план, могут понести серьезные последствия. Соответственно, за любые деньги готовы взять специалиста», — добавил Мурадян.

Крупные корпорации могут демпинговать в краткосрочной или среднесрочной перспективе, жертвуя деньгами, чтобы здесь и сейчас закрыть кадровую потребность. У МСП такой финансовой подушки нет. Поэтому фирмы либо закрываются, либо ведут тихий найм, перераспределяя обязанности среди существующих сотрудников, либо берут новых. Именно здесь проявляется системная проблема: нехватка рабочих мест для выпускников и высокая конкуренция за кадры. Государство предпринимает шаги, чтобы смягчить ситуацию через переподготовку, субсидии и программы целевого набора, но полное выравнивание займет годы.