На грани мошенничества: как новая инициатива ЦБ поможет защитить россиян

На грани мошенничества: как новая инициатива ЦБ поможет защитить россиян

Фото: stock.adobe

Российский Центробанк планирует ужесточить меры наказания для кредитных организаций, которые проявляют недобросовестное поведение. Регулятор выступает за увеличение штрафов за нарушения прав потребителей. Подробнее об этой инициативе АБН24 рассказал финансовый аналитик Кирилл Плотников.

Центробанк предлагает увеличить штрафы для кредитных учреждений за мисселинг — продажу с умышленным искажением или скрытием информации о предоставляемой услуге. Также рассматривается навязывание дополнительных услуг клиентам как нарушение. Предполагается, что размер штрафа будет зависеть от материальной выгоды, полученной в результате нарушений, с учетом принципа соразмерности.

Эксперт отметил, что в последние годы регулятор стал активнее противодействовать подобным махинациям, однако такие нарушения все еще встречаются довольно часто. По словам Плотникова, основная причина, по которой банковские сотрудники прибегают к таким практикам, заключается в строгих планах продаж и щедрым бонусам за их выполнение – это стимулирует прибегать к не самым честным инструментам.

«Государству действительно следует усилить контроль в этой сфере. Штрафы могут быть эффективным инструментом, но для этого нужны соответствующие размеры самой санкции. Необходимы такие суммы, которые уменьшили бы стремление отдельных банков или недобросовестных представителей предлагать невыгодные, высокопроцентные или даже кабальные условия договоров», – подчеркнул Кирилл Плотников.

Мисселинг банкам выгоден, поскольку позволяет им зарабатывать больше, перекладывая все риски на клиента. Некоторые организации готовы даже жертвовать своей репутацией, так как продукты, которые они активно предлагают, часто приносят выгоду третьим сторонам – страховым компаниям, брокерским конторам, НПФ и другим партнерам. За каждую такую сделку банк получает комиссионные, которые для него оказываются гораздо важнее, чем лояльность клиентов.

«При выборе банка важно обращать внимание на его государственное участие в капитале, так как такие учреждения инициируют различные проекты в рамках национальных программ. Также стоит следить за уровнем доверия к конкретному банку и изучать условия его предложений. Это касается всех услуг – от депозитов до кредитов. Лучше потратить время на анализ, чем потом потерять деньги или переплатить», – посоветовал эксперт.

Пока законопроект об ужесточении ответственности для банков находится на этапе разработки. При этом, как заметил Плотников, полагаться только на правительственные меры не стоит – клиентам самим необходимо тщательнее подходить к выбору организации и финансовых продуктов.