PR-службы банков вооружились «коронавирусным хайпом»

PR-службы банков вооружились «коронавирусным хайпом»

Глава «Ростелекома» Михаил Осеевский и председатель правления банка «ФК Открытие» Михаил Задорнов / Фото: Baltphoto

В информационном пространстве, похоже, стали доминировать негативные и даже панические новости, посвященные состоянию российской экономики из-за мировой пандемии коронавируса. Этому способствуют как предлагаемые PR-службами различных компаний и банков исследования, так и частные мнения аналитиков и экспертов. АБН разбиралась с причинами и последствиями «коронавирусного хайпа» в России.

Рейтинговое агентство АКРА зафиксировало уверенное снижение индекса финансового стресса в России. Он оценивает близость финансовой системы к состоянию кризиса. К 13 апреля индекс финансового стресса снизился до минимальных уровней с 15 марта 2020 года.

Несмотря на позитивную динамику индекса АКРА в информационном пространстве продолжают доминировать негативные новости. Их основным поставщиком остаются различного рода аналитики и PR-службы.

Как отметил социальный антрополог, профессор Финансового университета при правительстве РФ Сергей Гавров, они словно соревнуются в том, кто больше напугает общество своими прогнозами, и то естественно пугается.

«Лишь меньшая часть аудитории СМИ способна анализировать информацию и выдвигать какие-то альтернативные концепции. Чуть ли не 90% очень легко воспринимает подачу СМИ, особенно такую массированную», — добавляет эксперт.

СМИ в свою очередь реагируют на информационные поводы, которые создают PR-службы крупных компаний и лидеры мнений или эксперты. Но те, похоже, полностью перестроили свою аналитику и информационную политику с упором на негативные прогнозы и оценки. Примеров здесь очень много.

Например, в банке «Открытие» в течение апреля сообщали АБН, что значительная часть петербуржцев заявила о полной потере доходов, у многих из горожан может скоро закончиться финансовая подушка, а цены на жилье в РФ ожидает снижение. В инвестиционном фонде World Real Estate Fund заявляли о тотальном обесценивании недвижимости, рисках новых налогов и полной остановке малого бизнеса.

Агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) в трех прогнозируемых вариантах изменения спроса на недвижимость в России и вовсе не увидело ни одного позитивного сценария, что сильно удивило экспертов.

«Мне в трех сценариях не нравится одно – все они идут в негатив. Почему здесь нет базового сценария, когда никаких критических изменений со спросом не произойдет», — задается вопросом член Российской гильдии риелторов, эксперт рынка недвижимости Константин Барсуков.

Чтобы понять, является ли большое количество негативных прогнозов реальным отображением ситуации в экономике или алармистская повестка успешно прописалась в информационной повестке по иной причине, АБН узнало мнение психолога по тревожным расстройствам Павла Жавнерова.

«Нужно понять, что негативные новости гораздо эффективнее распространяются в медиапространстве, чем любые позитивные. К сожалению, любая информация направлена только на одно – вызвать у человека определенные эмоции, а негатив по определению провоцирует куда более сильные эмоции. Человек реагирует на такие сообщения острее», — объясняет Павел Жавнеров.

Многие пиарщики, эксперты и СМИ, кажется, намеренно упаковывают новость в таком виде, чтобы спровоцировать эмоциональную реакцию у человека. Как объясняет собеседник АБН, за счет такого подхода новость набирает виральный эффект и начинает массово распространяться, приобретая вирусный характер.

Рейтинги, количество подписчиков, обсуждение в комментариях – к этому, по мнению психолога, стремится любой информационный канал, спикер или компания. Впоследствии именно такой подход позволяет увеличить упоминаемость в медиа, приток клиентов или воронку продаж.

Многие в данном случае не брезгуют и, похоже, странным «пиаром». Можно вспомнить недавние упреки в написании «гнусных статей», которые прозвучали со стороны вице-президента «Ростелекома» Киры Кирюхиной в адрес журналиста CNews Игоря Королева. При этом последствия перебранок и алармистских прогнозов в медиа и соцсетях, похоже, уже сказываются на россиянах.

Как отметил накануне главный внештатный психиатр Минздрава РФ, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураб Кекелидзе, число обращений россиян за психологический помощью из-за пандемии коронавируса растет — чаще всего за ней обращаются пожилые люди и женщины.

«Риски для россиян от потребления большого количества негативных сообщений, конечно, есть. В первую очередь возрастает запутанность человека, он начинает сильнее чувствовать свою незащищенность. Многие не могут идентифицировать источник информации, становясь жертвами манипуляции, как это было в случае с искусственным дефицитом продуктов», — отмечает Павел Жавнеров.

Еще хуже, если таким состоянием пользуются мошенники. Как обратил внимание Сергей Гавров, мошенники, как и любая часть общества, реагируют на доминирующие в информационном пространстве новостные сюжеты, а в последнее время там коронавирус и паника.

Так будет продолжаться еще какое-то время, но потом мы адаптируемся, уверен Павел Жавнеров. В итоге у многих россиян наступит баннерная слепота и возрастет критическое мышление, которое позволит бороться с попытками манипуляций со стороны любых «авторитетных» поставщиков мнений.