Участники рынка обсуждают возможность полного запрета на экспорт бензина. Насколько оправданны эти шаги, когда внутренний рынок стабилен, АБН24 рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Ситуация на рынке сейчас стабильная, внутренний дефицит не наблюдается, а предложение топлива соответствует текущим потребностям страны. Опыт прошлых лет показывает, что физические ограничения на экспорт бензина вводились в исключительных ситуациях.
«В прошлом году на фоне атак на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и внеплановых остановок мощностей действительно возникла угроза нехватки топлива. Особенно остро ощущалась ситуация после поломки одного из ключевых агрегатов на Нижегородском НПЗ – инцидент был не связан с внешними атаками, однако из-за санкций поставка и замена оборудования оказались затруднены. В условиях, когда одновременно несколько НПЗ находились на ремонте, уровень производства снизился, и в ответ на потенциальный дефицит был введен запрет на экспорт – мера, направленная на сохранение стабильности на внутреннем рынке», — пояснил спикер.
Сегодня ситуация изменилась. Большинство НПЗ работают в штатном режиме, и производство бензина постепенно наращивается. Таким образом, реального дефицита топлива нет, и предпосылок к жесткому запрету на экспорт не наблюдается.
«При этом важно учитывать специфику внутреннего потребления: Россия потребляет около 90% всего произведенного бензина, экспортируя лишь около 10%. Такая структура делает внутренний рынок чувствительным к даже небольшому снижению производства. В то же время по дизельному топливу баланс иной: половина остается в стране, а вторая половина идет на экспорт без ущерба для внутренних потребностей», — добавил эксперт Финансового университета.
В периоды риска также рассматривалась возможность задействовать резервы через переработку нефти в Белоруссии – при необходимости Россия могла бы увеличить поставки нефти белорусским НПЗ с последующим возвратом переработанных нефтепродуктов, включая бензин и дизель. Но такой сценарий в итоге реализован не был: ситуация стабилизировалась, и дополнительных внешних поставок не потребовалось.
«Сегодняшние экспортные ограничения носят избирательный характер и касаются не производителей топлива, а перекупщиков. Речь идет о тех компаниях, которые закупают бензин на внутреннем рынке, предназначенный для отечественного потребителя, и пытаются перепродать его за рубеж, извлекая прибыль. Такой подход нарушает принципы демпфирующего механизма, при котором государство компенсирует часть налоговой нагрузки нефтяным компаниям, чтобы удерживать цены на внутреннем рынке. Иными словами, государство фактически дотирует бензин для россиян, а перекупщики пытались извлечь из этого выгоду за счет экспорта – именно на этом фоне и появились ограничения», — заключил Юшков.
В то же время вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), владеющие НПЗ и осуществляющие собственный экспорт, остаются под контролем государства и продолжают работать в штатном режиме. В отношении таких игроков никаких дополнительных ограничений не вводится – рисков вывоза дефицитного топлива нет, как нет и признаков искусственного дефицита.