Запрет на алкоголь в мкд: есть ли риски для бизнеса Петербурга

Запрет на алкоголь в мкд: есть ли риски для бизнеса Петербурга

Фото: freepik.com

В конце мая Губернатором Санкт-Петербурга был подписан закон, ограничивающий продажу алкоголя, который вступит в силу с 1 сентября. О том, как из-за новой инициативы могут потерять работу свыше 10 тыс. человек, рассказал доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге и руководитель «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский специально для редакции АБН24.

Эксперт подчеркнул, что сегодня остается неясным, как принятый закон повлияет на экономическую устойчивость предприятий общественного питания, расположенных в многоквартирных домах (МКД), а также на качество жизни горожан. Он отметил, что сегодня непонятно, какое количество заведений общепита будет вынуждено прекратить продажу легальной алкогольной продукции, преимущественно российского производства. Это вызывает опасения о возможных негативных последствиях для бизнеса и потребителей.

«Принятые критерии для категории «ресторан» фактически обязывают часть объектов общепита прекратить работу в привычном формате. Особенно критично это для баров — до 80% их выручки составляет реализация алкогольной продукции. В связи с этим возникают ключевые вопросы: сколько законопослушных заведений соответствуют новым требованиям?; сколько потребуется инвестиций для приведения предприятий в соответствие с критериями категории «ресторан»?», — прокомментировал спикер. 

Он также отметил проблему нелегальных каналов продажи алкоголя. Уже сегодня Петербург сталкивается с теневым оборотом спиртного — ночными продажами, неучтенными поставками и онлайн-доставкой. Закон в текущей редакции лишь усугубит эту ситуацию.

«После вступления закона в силу посетители баров не исчезнут — они уйдут на лестничные площадки и во дворы МКД, воспользуются нелегальными каналами приобретения псевдоалкогольной продукции, прежде всего через интернет», — объяснил Черниговский.

Подготовка к введению закона фактически отсутствовала. Эксперт указал, что было предложено ввести ограничения после создания городского реестра ресторанов — чтобы понять масштаб последствий и определить, какие заведения попадают под ограничения. Однако эти предложения остались без внимания. Особенно он выделяет ключевую норму — ограничение по площади зала обслуживания менее 50 кв.м., которая была внесена 28 мая 2025 года поправкой Зверева — Четырбока без обсуждения рабочей группой и без возможности для предприятий подготовиться.

«Позиция законодателей должна быть понятной и прозрачной, базироваться на логике, здравом смысле и экономике», — напомнил спикер. 

По словам доцента, подобный закон уже обсуждался в городе в 2020 году, когда губернатор отправил его на доработку. За прошедшие годы ситуация ухудшилась — бизнес стал сталкиваться с все большими трудностями.

Основная причина введения новых ограничений — жалобы граждан на шум. Черниговский отметил, что если бы закон о тишине исполнялся добросовестно, жалоб было бы значительно меньше.

Эксперт заключил, что после вступления закона в силу 1 сентября 2025 года произойдет рост цен в сегменте общественного питания, что негативно скажется на туристической привлекательности Санкт-Петербурга. Спикер резюмировал, что такие меры никак не повышают привлекательность города — наоборот, снижают ее.