Такси без мигрантов: как изменятся поездки и их цена в Петербурге

Такси без мигрантов: как изменятся поездки и их цена в Петербурге

Фото: pixabay.com

В Петербурге запретили мигрантам работать в такси. Изменит ли это рынок перевозок и жизнь горожан, АБН24 рассказали эксперты.

В Санкт-Петербурге до конца года введен запрет на трудоустройство мигрантов в сфере такси. Правительство планирует оценить, как изменится жизнь города и повлияет ли подобная мера на качество услуг и безопасность на дорогах.

«Речь идет о поддержке российских граждан и создании для них более благоприятных условий на рынке труда. Ограничение на работу мигрантов в такси должно освободить значительное количество рабочих мест для жителей Санкт-Петербурга и других регионов России. Местным жителям может быть проще устроиться водителями, особенно при работе на собственных автомобилях, что позволяет совмещать такси с основной работой и использовать этот вид деятельности как источник дополнительного дохода», — пояснил автоэксперт Евгений Ладушкин.

Сегодняшняя ситуация, по его мнению, во многом обусловлена демпингом со стороны иностранных водителей. Приезжая в Россию исключительно ради заработка, они часто живут в крайне скромных условиях и отправляют почти все свои доходы на родину, где расходы на жизнь значительно ниже. Это позволяет им соглашаться на низкие тарифы и формировать на рынке ценовую конкуренцию, с которой местные водители не могут соперничать.

«В результате падает средняя стоимость перевозок, но вместе с этим страдает качество обслуживания, снижается уровень профессионализма и увеличивается аварийность. Дополнительной проблемой является нарушение режима труда и отдыха, ведь многие мигранты работают максимально долгие смены без перерывов, чтобы заработать как можно больше. Еще один аргумент – безопасность и правопорядок. Среди приезжих нередко встречаются люди, плохо знакомые с законами и обычаями России, что может приводить к конфликтам и даже криминальным ситуациям. Запрет рассматривается как одна из мер по снижению количества подобных эпизодов, хотя полностью исключить их он, конечно, не сможет», — добавил собеседник агентства.

маршрут такси карта
Фото: © freepik.com

Сейчас при наличии большого количества мигрантов автомобилей на линии достаточно, что позволяет агрегаторам удерживать относительно низкие цены – водителей много, и кто-то обязательно принимает заказ. Однако есть опасение, что после запрета мигранты перестанут выходить на работу, машин станет меньше, а цены на поездки вырастут, что ограничит мобильность горожан.

«Опыт более чем 20 регионов России, где подобные ограничения уже действуют, показывает, что реальных изменений рынок такси практически не ощущает. Причина в том, что сама система выдачи патентов на работу и ее связь с таксомоторной деятельностью в стране организована крайне слабо. Формально запрет существует, но на практике никто эти патенты у водителей не требует и не проверяет, а перевозки, как велись без всяких разрешений, так и продолжают вестись», — поделился руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус.

Кроме того, значительная часть водителей такси – это выходцы из стран ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Беларусь, Армения), для которых действует режим свободного рынка труда, и они вообще не попадают под действие таких региональных ограничений. Даже внешне азиатские водители нередко имеют российский паспорт и формально уже не являются мигрантами. Поэтому массового ухода водителей с рынка перевозок не произойдет, и сильного дефицита машин ожидать не приходится.

«Ситуация в Петербурге в этом смысле схожа с московской: да, есть определенное регулирование, но до выстроенной и четкой системы, как в развитых странах, еще далеко. Российский рынок такси в целом остается очень разрозненным и слабоконтролируемым – «вода в решете», как его часто называют. Реальной, ощутимой для горожан разницы в числе машин на линии не будет, а большинство пассажиров вряд ли заметят изменения. Водители из стран ЕАЭС продолжат работать, часть мигрантов оформит российское гражданство, а цены будут зависеть в первую очередь от политики агрегаторов и рыночного спроса, а не от формальных запретов», — подчеркнул Швагерус.

Сторонники инициативы считают, что именно уход мигрантов и повышение тарифов способны вернуть в отрасль местных водителей, а работа в такси может стать неплохим подспорьем к основному доходу.

«Проблема в том, что рынок такси сейчас фактически регулируется агрегаторами, которые устанавливают тарифы по собственным алгоритмам, непонятным как клиентам, так и самим водителям. И пока в отрасли не будет наведен порядок, эффект от запрета мигрантов может быть ограниченным. Вместе с тем есть вероятность, что мера снизит долю преступлений, связанных с водителями такси, а также повысит культуру обслуживания и общую безопасность поездок. Полностью решить все проблемы, разумеется, запрет не сможет, но он может стать первым шагом к более комплексному регулированию рынка перевозок», — заключил Ладушкин.

Ранее в АБН24: управляющий партнер консалтингового бюро «Кваша и Партнеры» Дмитрий Кваша рассказал, какие банковские операции ведут к блокировке карт.