Квадратные метры могут приносить комфорт, но одновременно создавать финансовые обязательства. Если не заплатить имущественный налог вовремя, долг начнет расти, а в дело в определенный момент могут вмешаться приставы. За какую недвижимость придется платить и как не превратить налог в проблему, АБН24 рассказал заместитель председателя комитета по недвижимости Союза пиарщиков России Владимир Шмелев.
Владение недвижимостью — это не только право распоряжаться собственностью, но и обязанность нести расходы по ее содержанию. Помимо коммунальных платежей, взносов управляющей компании, капитального ремонта и других обязательных расходов, собственнику необходимо платить налог на имущество. Ежегодно он уплачивается до 1 декабря за предыдущий налоговый период. В 2026 году налогоплательщики уже начали получать в личных кабинетах уведомления с начислениями, которые необходимо оплатить до 1 декабря. При этом ждать крайнего срока необязательно — налог можно перечислить заранее. Аналогичным образом начисления за 2026 год будут предъявляться к оплате до 1 декабря 2027 года.
«Налогом облагаются практически все основные виды недвижимости, которые поставлены на кадастровый учет и находятся в собственности: квартиры, жилые дома, машино-места, земельные участки и другие объекты. Налоговая инспекция рассчитывает сумму автоматически, исходя в том числе из кадастровой стоимости объекта. Ее устанавливает регион, причем она используется не только для расчета имущественного налога, но и для других платежей и юридически значимых операций. При этом кадастровая стоимость не всегда совпадает с рыночной. Для квартир и других жилых помещений она, как правило, оказывается ниже рыночной стоимости — иногда разница может достигать примерно половины. Однако с отдельными объектами, например земельными участками, ситуация может быть обратной: кадастровая стоимость способна оказаться существенно выше реальной рыночной цены. Если собственник считает установленную стоимость завышенной, он может попытаться ее оспорить. Сначала можно обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр, однако такой способ не всегда позволяет добиться снижения. В этом случае собственник вправе обратиться в суд и приложить отчет о рыночной стоимости объекта, подготовленный лицензированной оценочной компанией. Если суд согласится с приведенными расчетами, стоимость, используемая для налогообложения, может быть снижена», – пояснил спикер.
При расчете налога предусмотрены и имущественные вычеты. Для квартиры налоговая база уменьшается на 20 квадратных метров, для комнаты — на 10 квадратных метров, а для жилого дома — на 50 квадратных метров. Поэтому, например, если площадь дома составляет 40 квадратных метров, после применения вычета налоговая база фактически обнуляется. Кроме того, отдельные категории граждан имеют дополнительные льготы. В частности, пенсионер может быть освобожден от уплаты налога в отношении одного объекта недвижимости определенного вида. Если у него две квартиры, льгота автоматически применяется к одной из них. Если собственник хочет выбрать для льготы другой объект, ему необходимо направить соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Сейчас это в значительной степени можно сделать в электронном виде, без личного посещения налоговой.
«При этом наличие льготы не означает, что собственнику вообще не нужно контролировать начисления. Важно проверять налоговые уведомления и убедиться, что данные об объектах собственности и примененных льготах указаны корректно. Если же имущественный налог не оплатить в установленный срок, задолженность не исчезнет и не будет автоматически списана. С 1 декабря за просрочку начинают начисляться пени, поэтому сумма обязательства постепенно увеличивается. Чем дольше собственник не исполняет обязанность по уплате налога, тем больше становится задолженность», – подчеркнул Шмелев.
Если задолженность длительное время остается непогашенной, налоговый орган может начать процедуру взыскания. Информация о долге может быть передана для принудительного исполнения, в результате чего взыскание может быть обращено на денежные средства на счетах должника. При недостатке средств применяются предусмотренные законом меры взыскания, а при определенных обстоятельствах могут возникнуть ограничения, в том числе на выезд за границу. При значительной неуплате и наличии предусмотренных законом оснований ответственность может быть более серьезной.