В Госдуме готовят монополиста российскому рекламному рынку. В настоящее время парламентарии рассматривают проект закона, предполагающий жесткое регулирование объявлений от частных лиц как в Сети, так и в наружной рекламе. Все сливки достанутся государственному оператору. По мнению экспертов, принятие такого закона может привести отрасль, на развитие которой ушли десятилетия, к полному краху.
Законопроект, согласно пояснительной записке, должен обеспечить равные условия при распространении цифровой рекламы, а также нивелировать последствия санкций в отношении РФ со стороны западных стран.
Парламентарии полагают, что таким образом оператор-монополист защитит интересы российских граждан от недостоверной информации и злоумышленников, а игрокам рынка предоставит равный доступ к размещению объявлений.
В то же время специалисты считают, что в реальности законопроект противоречит своим целям. В частности, деятельность сайтов с объявлениями окажется вне закона, ведь вся информация от частных лиц, согласно новому закону, должна размещаться на единой площадке оператора. А значит с равным доступом выходит незадача. Кроме того, мошенники получат возможность сбора и похищения большого количества персональных данных за счет взлома только одной площадки. Также реализация нового законопроекта увеличит число безработных в стране. Ведь количество IT-специалистов, требуемых для поддержания нормальной работы рекламной площадки, существенно уменьшится.
«Создание больших компаний — лидеров индустрии занимает годы, это долгий кропотливый труд. Устойчивые IT-бизнесы, действующие как ответственные работодатели и крупнейшие налогоплательщики, становятся важным фактором для развития экономики РФ и роста благосостояния россиян. Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой Интернет-отрасли. Совершенно непонятно какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов. Конечно, это вызывает недоумение и разочарование у всех участников рынка, которые помогали и помогают развивать экономику России», — заявили в пресс-службе Avito.
Стоить заметить, что, согласно данным СПАРК, оборот площадки Avito по итогам 2021 года составил 42,7 миллиардов рублей. Через данный интернет-сервис осуществляется в среднем 9 сделок в минуту. Если рассматриваемый депутатами Госдумы РФ законопроект будет принят, то деятельность частных лиц на рекламных досках объявлений будет существенно ограничена. Так как единый оператор будет обладать исключительными правами на такие объявления. В то же время, если упадет выручка IT-компаний и рекламных досок в интернете, снизятся и налоговые поступления в государственную казну.
Новый законопроект также регулирует рынок наружной рекламы. Так, согласно документу, у оператора-монополиста будет приоритетное право на установку рекламных конструкций без торгов. При этом компаниям, которые на протяжении десятилетий были заняты в этом бизнесе, придется проходить все требуемые процедуры.
Как отмечает Ассоциация коммуникационных агентств России, по итогам 2021 года объём рынка наружной и онлайн-рекламы составил 578 миллиардов рублей, что стало рекордным показателем за последние годы. Если законопроект, регулирующий рынок рекламы, примут, то большую часть доходов получит единый оператор.
Кроме того, увеличится объем работы у Министерства цифрового развития, которому, согласно новому законопроекту, придется устанавливать стоимость размещения объявлений на рекламных конструкциях и определять схему их установки вместо того, чтобы заниматься импортозамещением зарубежных технологий.