В Госдуму внесли законопроект об оплате работодателями проезда сотрудников после окончания движения общественного транспорта. О реализации инициативы и возможных проблемах журналисту АБН24 рассказал экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
Законопроект предусматривает обязанность нанимателей оплачивать транспортные расходы сотрудников, если смена заканчивается после завершения работы общественного транспорта. Эта инициатива направлена на обеспечение безопасности и удобства подчиненных, которые не могут вернуться домой стандартными способами.
«На первый взгляд, все выглядит перспективно и вполне реализуемо. Однако, стоит учитывать возможные нюансы. Например, работодатели могут прибегнуть к различным ухищрениям, чтобы избежать дополнительных затрат. Одним из таких способов может стать предложение собирать проездные чеки с обещанием компенсации в будущем. В подобных случаях бухгалтерия может позже начать задаваться вопросами: действительно ли поездка была связана с работой и происходила ли она в указанное время? При отсутствии четких механизмов контроля, работодатель может просто отказаться от оплаты, ссылаясь на отсутствие доказательств или ограниченные финансовые возможности», — пояснил спикер.
Особенно актуальна эта проблема для малого и среднего бизнеса. В отличие от крупных компаний, где соблюдение трудовых норм часто является обязательным, мелкие работодатели могут посчитать такие расходы излишними и искать пути уклонения от новых требований. Эксперт отметил, что таким компаниям невыгодно увеличивать затраты, и поэтому они могут попросту игнорировать эту норму, как это часто происходит с другими положениями Трудового кодекса.
«Кроме того, встает вопрос, кого именно коснется эта инициатива. Законопроект, скорее всего, будет относиться только к сотрудникам, работающим по трудовому договору. А вот лица, работающие по договорам подряда или самозанятые, могут быть исключены из зоны действия нового закона. Работодатели могут заявить, что такие исполнители не являются их штатными работниками, а значит, оплачивать их проезд они не обязаны», — подчеркнул Колташов.
По его словам, если законопроект будет принят, его реализация в крупном бизнесе может пройти относительно гладко, но малые и средние предприятия, вероятно, постараются обойти эти требования, что сделает норму недействительной на практике для значительной части работников.