ОАО РЖД заявляет о проблеме избыточного количества вагонов, что мешает нормальной работе сети. Компания предлагает ужесточить правила движения порожних вагонов и повысить плату за их нахождение на путях общего пользования. О том, как обстоят дела на сетях, АБН24 спросило у главного научного сотрудника АО «ВНИИЖТ» Евгения Сотникова.
Количество вагонов на сети ОАО РЖД мешает нормальной работе, по мнению компании. Парк превышает предельно допустимый размер на 220 тыс. единиц, и к 2030 году профицит может увеличиться до 310 тыс. ОАО РЖД предлагает ужесточить правила движения порожних вагонов и повысить плату за их нахождение на путях общего пользования.
«Профицит вагонов на сети РЖД является заметной проблемой, обусловленной разделенной собственностью на вагоны, принадлежащие множеству частных компаний. Каждая из этих компаний поддерживает свой резерв вагонов, что приводит к избыточному количеству порожних вагонов на различных участках сети, особенно в таких ключевых районах, как Кузбасс», — пояснил собеседник.
Проблема заключается в том, что порожние вагоны, ожидающие загрузки, блокируют приемоотправочные пути станций, которые должны использоваться для нормального движения поездов. Это приводит к задержкам и снижению производительности работы сети. РЖД, по словам эксперта, пытается смягчить эту ситуацию, вводя ужесточенные правила по перемещению порожних вагонов и стимулируя их распределение по различным дорогам, чтобы минимизировать концентрацию на отдельных участках.
«Важно отметить, что такая система с разделенной собственностью на вагоны создает необходимость в новых инфраструктурных решениях, например, в создании специальных резервных путей для временного хранения вагонов. Это позволило бы эффективнее управлять проблемой избыточных порожних вагонов, снижая их влияние на движение поездов и повышая общую производительность системы», — заключил Сотников.
Глава ОАО РЖД предлагает разрешить перевозчику перемещать порожние вагоны не только с припортовых, но и с других станций, ужесточить требования к приписке вагонов и увеличить плату за их нахождение на путях общего пользования, чтобы мотивировать размещение вагонов на путях необщего пользования.