Акции «Газпрома» упали до минимума с осени 2017 года. АБН24 выяснило в интервью у заведующего лабораторией анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС Александра Абрамова, почему произошел провал рынка и как это связано с падением добычи газа.
Новости о резком падении акций «Газпрома» взбудоражили рынок и вызвали озабоченность среди инвесторов. По словам специалиста, за этим стоят три основных фактора.
«Во-первых, общее состояние внутреннего финансового рынка: уход иностранных инвесторов привел к тому, что новые деньги перестали поступать в акции крупных голубых фишек, включая «Газпром». Средств частных инвесторов для компенсации этого недостаточно. Во-вторых, есть специфические проблемы у «Газпрома». Внутренние инвесторы обеспокоены неопределенностью стратегии компании на будущее. Нет ясного видения, как будет развиваться китайский бизнес «Газпрома» и что будет происходить с проектом «Сила Сибири». В-третьих, падение рынка и ожидание повышения ставок: банки повышают депозитные ставки, и деньги уходят с фондового рынка в более безопасные активы», — отметил эксперт.
Отдельно стоит упомянуть отказ «Газпрома» от выплаты дивидендов за 2023 год, что также серьезно повлияло на ситуацию. Дивиденды, по мнению спикера, остаются основным механизмом поддержания стоимости акций, и отказ от них негативно сказался на решениях частных инвесторов.
Существует также проблема добычи. Добыча газа – это производная от поставок. Если спрос на газ за рубежом падает, то логично сокращать добычу. Проблема изначально кроется в снижении зарубежных поставок газа. По словам профессора, в сложившихся реалиях сложно найти «быструю идею» катализатора роста стоимости акций.
«На Санкт-Петербургском форуме обсуждались стратегии развития финансового рынка, и большая неясность заключается в том, откуда придут новые деньги в акции крупных российских компаний. Частных инвесторов недостаточно для поддержки голубых фишек, и это долговременная тенденция. Акции, вероятно, ожидает долгосрочный период без роста», — подчеркнул Абрамов.
Наращивание поставок газа в Среднюю Азию также не компенсирует потерю европейского экспорта. Эквивалентным ответом может быть только увеличение поставок в Китай, но Средняя Азия – это промежуточный вариант, не альтернатива.
Что касается роли государства как основного акционера, то его участие может быть временной мерой. Государству известно, как «Газпром» может перенаправить поставки, но это не краткосрочное решение, считает собеседник агентства. В такой ситуации государство может поддерживать акции «Газпрома» через покупку их государственными фондами, как это делает Китай. Это временная мера, так как акции должны покупаться частными инвесторами. Но в период глубокой реструктуризации уместно участие государства.