С 1 января 2025 года территориальные схемы обращения с отходами регионы будут разрабатывать и утверждать по новым правилам. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 6 июня 2024 года № 775 подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Теперь в территориальных схемах будет две части: открытая и бесплатная, а также та, доступ к которой ограничат. Процедуру общественных обсуждений сохранили, но граждане, представительные органы и общественные организации к вопросу допущены больше не будут. Перечень тех, кому разрешается высказать мнение, максимально ограничен, а экспертиза – в руках ППК РЭО.
Новые правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления предполагают, что планирование в сфере обращения с коммунальными отходами будет осуществляться, минимум, на десять лет и корректироваться ежегодно. В терсхемах обязательно должна отражаться информация о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации, размещению твердых коммунальных отходов, установленных для субъекта; баланс количественных характеристик отходов; информация о действующих объектах обращения с отходами и новых, планируемых к вводу; транспортная схема потоков ТКО и сведения о региональных операторах. Включать или не включать в документ информацию об отходах, не относящихся к коммунальным, — на усмотрение субъекта.
Общая информация после утверждения документа будет доступна для ознакомления всем желающим. Также опубликованию в открытом доступе подлежат сведения об источниках образования отходов в регионе и адресная программа расположения контейнерных площадок.
В то же время, значительно более интересным представляется содержание закрытой части документа. Предполагается, что там будут размещаться сведения об оценке объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обращения с отходами и сроки; прогнозные значения тарифов регоператоров и расчетные величины образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов; а также детализированные схема потоков бытового мусора.
Последнее является новеллой – субъектам положено формировать информацию не только о расчетной массе транспортируемых отходов, но и логистическом плече, а также расчетной транспортной работе перевозчиков. Причем отдельно надо будет указывать стоимость транспортировки «первого плеча» и отдельно «второго плеча» (то есть через мусороперегрузочную станцию). Необходимость использования «перегруза» придется экономически обосновывать. Однако эта информация будет размещаться в закрытых частях государственной информационная система субъекта Российской Федерации и федеральной ГИС УТКО (учета твердых коммунальных отходов), полный доступ к которой есть только у ППК РЭО, для остальных – ограничен, для граждан — исключен.
Процедура общественных обсуждений формально сохранена – на нее отводится 20 дней. Правда, под «общественностью» понимается строго ограниченный перечень тех, кому позволено «видеть» документ. Ни граждане, ни общественные объединения, ни те, кого граждане выбрали для представления своих интересов, поучаствовать в общественных обсуждениях больше не смогут, да и об их проведении не узнают – уведомления будут направляться через внутренние системы межведомственного электронного документооборота.
Полностью изучить проекты территориальных схем смогут в Росприроднадзоре и ППК «Российский экологический оператор». Доступ также предоставят тем, кто отвечает за регулирование тарифов и региональный государственный экологический надзор. В своей части ознакомиться с информацией смогут федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности; региональные операторы (в отношении своей зоны деятельности); операторы объектов обращения с отходами — только в части информации о своих предприятиях.
Также ограниченный доступ может быть предоставлен другим субъектам Российской Федерации, если с ними заключены соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходам (как, например, между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью). Но опять же, доступ предоставят только в отношении информации, содержащейся в таких соглашениях. Органы местного самоуправления смогут претендовать на доступ к информации только, если наделены полномочиями в сфере обращения с отходами.
Замечания к документу будут приниматься только от Росприроднадзора и органов тарифного регулирования. Еще разрешено комментировать субъектам-партнерам и федеральному экологическому оператору в части соблюдения требований обращения с отходами I и II классов опасности.
Систематизировать информацию и формировать экспертное заключение поручено ППК «Российский экологический оператор». В случае возникновения замечаний и отказа субъекта их принять – будет создаваться комиссия с участием Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ППК РЭО и представителей субъектов. Если к консенсусу не придут – решение об утверждении территориальной схемы обращения с отходами будут принимать высшие исполнительные органы субъектов.
Меняться территориальная схема обращения с отходами может какое угодно количество раз, но не реже одного раза в год. Новыми правилами оговорено, что не позднее 1 августа каждого календарного года должны обновляться количественные сведения об образовании отходов в субъекте и детализированная схема потоков. Ряд сведений в территориальных схемах может изменяться сколь угодно часто и без так называемой процедуры «общественных обсуждений». Самостоятельно субъекты могут корректировать информацию об источниках образования отходов (например, в случае ввода в эксплуатацию новых жилых домов), адресах контейнерных площадок, а также сведения, касающиеся обращения с отходами, не входящими в категорию твердых коммунальных.