Одной из крупнейших судостроительных компаний в России, Объединённой судостроительной корпорации — ОСК, пришлось заплатить 77 млн рублей как неустойку за просрочку в строительстве спасательного судна.
Судостроительный проект под названием «Керченский пролив» оказался весьма сложным и длительным. Договор на постройку был заключен в 2009 году, с тех пор сроки его исполнения неоднократно сдвигались.
Судно так и не было передано заказчику — «Морспасслужбе», и в результате его стоимость выросла с 3,6 млрд рублей до 6,1 млрд рублей.
Основной контракт на постройку аварийно-спасательного судна был заключен между ОСК и Морспасслужбой в декабре 2018 года. Согласно этому контракту, ОСК должна была завершить судно проекта MPSV06 «Керченский пролив» до декабря 2019 года.
Однако из-за различных форс-мажоров, таких как начало пандемии 2020 году, работы были задержаны, и запланированные сроки сдвинулись до декабря 2024 года.
За просрочку выполнения работы по одному из этапов контракта, взыскано 77,1 млн рублей как неустойка. Это решение принял московский арбитражный суд. Представители ОСК утверждали, что причин задержек было множество, такие как пандемия, сервисные работы и экономические санкции. Однако суд признал неустойку правомерной и настаивает на ее выплате.
Несмотря на все трудности, АСЗ планирует завершить строительство и начать швартовые испытания судна в сентябре текущего года. Решение московского арбитража стало для компании неприятной ситуацией, однако ОСК будет добиваться снижения суммы неустойки через вышестоящие инстанции.
В России ведется строительство судна «Керченский пролив» уже 15 лет, что делает его рекордсменом строительства в судостроительной отрасли. В 2009 году судно было поручено строить Дальневосточному центру судостроения, а проект разработала петербургская компания Морское инженерное бюро — СПб. Стоимость судна на тот момент составляла 3,6 млрд рублей.
Однако, процесс строительства замедлился, и в 2015 году контракт был расторгнут. Новый контракт был заключен в 2018 году, при этом стоимость «Керченского пролива» увеличилась до 4,6 млрд рублей. В декабре 2023 года правительство выделило Росморречфлоту из резервного фонда 767,4 млн рублей на завершение строительства, это привело к повышению стоимости контракта до 6,1 млрд рублей, что вдвое превышает исходные затраты.
Согласно решению столичного арбитража, второй контракт был заключен с АСЗ, так как на заводе уже имелся частично построенный корпус судна. Юристы считают, что спор между Дирекцией заказчика и ОСК окажется сложным и будет разрешаться на высших уровнях.
Исполнительный директор компании по судостроению ООО «Северное море» Ольга Одаренко отмечает, что судно «Керченский пролив» собрано на две трети из импортных комплектующих, что может негативно сказаться на стоимости эксплуатации. По словам Одаренко, необходимо перейти к унификации агрегатов и использовать отечественные детали, чтобы избежать проблем с импортом и улучшить прогнозируемость цен на судостроительные проекты.
Судно «Керченский пролив» предназначено для патрулирования и аварийно-спасательных операций в различных районах судоходства. Обладая мощностью 7 МВт и ледовым классом Icebreaker 6, это судно сможет выполнять широкий спектр функций, включая поиск и спасение на море и предоставление медицинской помощи, передает «Деловой Петербург».