Федпроект «Комплексная система обращения с ТКО»: расходная часть исполнена, но цели могут быть не достигнуты

Федпроект «Комплексная система обращения с ТКО»: расходная часть исполнена, но цели могут быть не достигнуты

Фото: РЭО

Кассовое исполнение мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», за 2023 год составило 100%. Освоено – 15,2 млрд рублей. В то же время, по данным Счетной палаты РФ, высокая степень исполнения расходной части и выполнения целевых показателей достигается за счет их частичной корректировки «под факт» к концу года. Главный риск будущего – низкие темпы ввода в строй новых мощностей обращения с отходами.

Исполнение бюджета, предусмотренного государственной программой «Охрана окружающей среды», в 2023 году оценили на расширенном заседании комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ 17 июня. Общая сумма освоенных по госпрограмме средств – 150,8 млрд рублей (на 2,1% больше, чем утверждено паспортом программы), сообщил глава департамента аудита природопользования и АПК Счётной палаты России Сергей Нероев.

Бюджетные расходы на реализацию мероприятий нацпроекта «Экология» в 2023 году составили 122,3 млрд рублей, что на 10% ниже уровня предыдущего года. И хотя плановые показатели достигнуты, цели, поставленные Президентом РФ в области экологического благополучия населения, могут оказаться под угрозой.

«Мониторинг реализации госпрограммы осуществлялся посредством 22 высокоуровневых показателей, при этом конечный результат характеризует по-прежнему только один показатель. Все остальные отражают непосредственный результат мероприятий, что недостаточно для оценки достижений национальных целей и приоритетов в области охраны окружающей среды. Например, показатель госпрограммы, характеризующий долю направленных на утилизацию и обезвреживание твердых коммунальных отходов, не позволяет оценить степень достижения национальных целей, предполагающих снижение в два раза объемов отходов, направляемых на полигоны», — заявил Сергей Нероев.

Представитель Счетной палаты РФ отметил, что в отношении семи показателей в течение 2023 года были изменены методики расчета, что не позволяет сопоставить их с показателями предыдущего периода.

«Следует отметить, что высокая степень исполнения расходной части и выполнения показателей здесь также достигается за счет их частичной корректировки «под факт» к концу года», — заявил эксперт.

Фото: reo.ru

«Хотелось бы остановиться на рисковых зонах, требующих более пристального внимания на будущее. Так, новый Указ Президента России (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» — прим. ред.) предусматривает достижение к 30 году 100-процентной сортировки ТКО и 50-процентной их утилизации. Вместе с тем, на конец 2023 года, сортировка отходов составила только 53,4%, а утилизация лишь 13%. И чтобы достичь к 2030 году желаемого уровня, требуется создание производственных мощностей, обеспечивающих рост доли сортируемых отходов порядка 7% ежегодно. В то время как текущие темпы у нас показывают от 3,5% до 6,6%, а по утилизации рост должен составлять порядка 5,5% ежегодно, а по факту последних лет, он не превышает 1%, то есть в пять раз ниже», — представил выводы Счетной палаты РФ Сергей Нероев.

Опасения государственных аудиторов разделил заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ Александр Коган. Парламентарий отметил, что в течение 2023 года в государственной программе были изменены целевые показатели по обращению с отходами: данные о доле отходов, направляемых на утилизацию», заменило расширенное «на утилизацию/обезвреживание». При этом понятия совсем не тождественны и даже не близки по смыслу.

«Утилизация – это переработка, а обезвреживание – это просто понижение класса опасности», — пояснил Александр Коган.

мусор мусоропереаботка отходы
Фото: unsplash.com

Оправдаться попробовал Алексей Макрушин, заместитель генерального директора ППК «Российский экологический оператор» (компания отвечает за реализацию федеральных проектов «Комплексная система обращения с ТКО» и «Экономика замкнутого цикла»), который пояснил, что строительство новых объектов обращения с отходами осуществляется сегодня только в рамках мероприятий, по которым оказывается государственная поддержка. И так как процентные ставки по банковским кредитам повысились, а объемы бюджетных средств, которые доводятся до РЭО, снизились, пришлось скорректировать целевые показатели.

Всего, по данным ППК РЭО, с начала реформы в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» за пять лет было создано 249 объектов обращения с ТКО. Общая мощность обработки на них составила 20,389 млн тонн в год, утилизации – 6,103 млн тонн и размещения – 4,581 млн тонн.

Ранее АБН 24 рассказывал, что, по словам генерального директора ППК РЭО Дениса Буцаева, для того, чтобы продукция современным комплексов обращения с отходами оказалась востребована рынком требуется дополнительное федеральное финансирование, а для стимулирования спроса на материалы из отходов – «кнут и пряник».