В последнее время все чаще появляются сообщения о возможности замены доллара и евро региональными валютами, такими как юань или дирхам. Вероятность того, что региональные валюты смогут заменить доллар и евро, специально для АБН24 оценил доцент кафедры «Экономической теории» Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.
Несмотря на множество новостей о возможности замены доллара и евро региональными валютами, такими как юань или дирхам, эксперты сходятся во мнении, что это в ближайшее время маловероятно. Главная причина – низкая ликвидность этих валют. Например, согласно расчетам SWIFT, доля юаня в международных расчетах составляет всего 2,7%. Это недостаточно для того, чтобы вытеснить доллар с мировой арены.
«История показывает, что смена главенствующей валюты занимает много времени. США превзошли экономику Великобритании еще в 1872 году, но доллар стал доминирующей валютой только после распада Британской империи в 1950 году. Поэтому предложение о переходе на юань в ближайшее время выглядит наивно», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, по словам специалиста, Китай не располагает независимым центральным банком и с 2014 года наблюдается отток капитала из страны. Это делает идею торговли исключительно в юанях еще менее реалистичной. Даже операции с китайскими банками могут быть приостановлены, как это случилось с дочерними структурами ВТБ и Сбербанка. Китай продолжает торговать с Евросоюзом и США в долларах и евро, потому что это выгоднее.
«Торговый оборот между США и Китаем в 2,7 раза выше, чем между Россией и Китаем, а оборот с Евросоюзом — в 3,6 раза выше. Это подчеркивает экономическую выгоду от использования долларов и евро в международной торговле. Перспектива создания новой международной валюты для расчетов между Индией, Южной Африкой, Китаем и Россией выглядит маловероятной, учитывая неудачу специальных прав заимствования (СДР) в 60-е годы. Для успешного функционирования новой валюты необходим центр, где она будет домашней, что трудно осуществимо», — подытожил Арефьев.
Однако использование региональных валют для безналичных финансовых операций имеет смысл в двусторонних отношениях. Например, расчеты в юанях возможны при заключении контрактов с Китаем, поскольку юань менее волатилен по сравнению с турецкой лирой. Тем не менее, юань косвенно привязан к доллару, и китайские банки могут следовать указаниям Вашингтона, опасаясь вторичных санкций и потери финансовой выгоды.