Новый сбор за покупку техники: случится ли уход в серый рынок

Новый сбор за покупку техники: случится ли уход в серый рынок

Фото: freepik.com

На фоне постоянных изменений в налогах инициатива ввести дополнительный сбор на электронику выглядит продолжением общей тенденции. Что в итоге получат производители, продавцы и обычные покупатели, АБН24 рассказал эксперт по технологиям, директор и партнер ИТ-Резерв Павел Мясоедов.

По его словам, введение технологического сбора на электронику по сути является обычным налоговым инструментом, встроенным в общую фискальную политику государства. Формально он декларируется как мера поддержки отдельных отраслей, то есть как механизм перераспределения денежного потока: средства из одного технологического сектора централизованно изымаются и направляются под контролем профильного министерства, вероятнее всего Минпромторга, тем компаниям и направлениям, которые государство считает нужным поддержать. По сути, никакой иной функциональной цели у этого сбора нет.

«Логическим и неизбежным следствием такого решения станет рост цен на электронную продукцию. Рынок электроники живет на очень небольшой марже – как у ритейлеров, так и у производителей. Розничные сети не могут закладывать существенную наценку: если цена заметно растет, покупатели просто уходят на серый рынок, к «условным горбушкам», то есть к площадкам, работающим вне белого контура. Это делает крупный легальный ритейл неконкурентоспособным и вынуждает его держать минимальную дельту, чтобы удерживать покупателя», — пояснил спикер.

Производители находятся в столь же стесненных условиях. Компонентная база в потребительском секторе дорогая, возможностей для оптимизации издержек немного, а крупных технологических компаний, способных обеспечивать экономию на масштабе, у нас почти нет. В такой ситуации любая дополнительная фискальная нагрузка неизбежно «ложится» в конечную цену, потому что иначе производители и продавцы попросту перестанут зарабатывать и будут вынуждены уходить с рынка. Поэтому повышение цен при введении технологического сбора – стопроцентный и очевидный итог, и утверждения, что отрасль это «не почувствует», не выдерживают критики.

«Фактически эта мера – не о технологиях, а об экономической и фискальной политике государства. Любое усиление налогового давления охлаждает экономическую активность; это хрестоматийная истина, понятная любому экономисту. И хотя речь идет не о мерах кредитно-денежной политики, а именно о фискальной нагрузке, эффект остается тем же – сжатие пространства для развития бизнеса», — подчеркнул Мясоедов.

Тем более значимым это становится на фоне уже происходящих витков повышения налогов в разных секторах. Сегодня бизнес фактически отдает около половины доходов государству. Практически каждый рубль, поступающий компании, теряет примерно 50% стоимости до того момента, как превращается в зарплату сотрудника: остальное уходит на налоги и квазиналоги – разнообразные сборы и фиксированные платежи, которые формально могут и не называться налогами, но де-факто ими являются. Введение технологического сбора вписывается именно в этот общий контур современного фискального курса.