Центробанк снизил ключевую ставку до 17%. Многие опасаются, что это приведет к ускорению инфляции. Действительно ли есть основания ждать роста цен, АБН24 рассказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Балынин.
По мнению эксперта, снижение ключевой ставки на заседании Центробанка не является проинфляционным фактором. В общественном восприятии часто существует упрощенная логика: чем дешевле кредиты, тем больше спрос, а значит, цены растут. Но на практике механизм гораздо сложнее, и в текущих экономических условиях эффект будет противоположным.
«Наоборот, это способствует замедлению роста цен и даже их снижению. За счет того, что понижение ключевой ставки обусловливает уменьшение ставок по кредитам, а в таком случае бизнесу приходится меньше платить за обслуживание займов. Соответственно, расширяются и возможности по снижению цен или более медленному их увеличению. Более того повышение доступности кредитов способствует и формированию предпосылок для наращивания объемов производства, что также позитивно влияет на решение задачи по снижению уровня инфляции», — пояснил спикер.
Доступность кредитов возрастает не только для бизнеса, но и для населения. Для экономики в целом это означает не всплеск потребительского спроса в его «чистом виде», а создание условий для расширения инвестиционной активности. Увеличение предложения товаров и услуг на рынке в свою очередь работает как противовес росту цен: чем выше конкуренция и насыщеннее предложение, тем сложнее производителям перекладывать инфляционные ожидания в цены.
«Полагаю, что в этом году инфляция сложится на уровнях ниже 2024 года на несколько процентов. Одним из важных факторов замедления станет снижение ключа. За 3 последних заседания она уже на 4 п.п. снизилась и явно это не последнее снижение в этом году. Поэтому я жду в 2025 году в сравнении с 2024 годом замедления уровня инфляции, а не роста», — заключил Балынин.
Понижение ставки до 17% нельзя трактовать как стимул к росту цен. Напротив, оно работает как инструмент стабилизации и снижения инфляции, помогая бизнесу снижать издержки, расширять производство и формировать конкурентную среду, которая не допускает перегрева цен.