Новые общественные пространства Петербурга впишут в бюджет

Новые общественные пространства Петербурга впишут в бюджет

Фото: baltphoto

Депутаты Законодательного собрания Петербурга рассмотрели поправки в закон «О благоустройстве», которые касаются развития городских общественных пространств. Предполагается, что городская казна возьмет на себя часть трат, направляемых на создание новых точек притяжения в Северной столице.

Пока поправки к закону «О благоустройстве» прошли только первое чтение. В них предлагается приравнять общественные пространства к объектам благоустройства. По задумке, такой подход позволит финансировать их создание и развитие из городского бюджета.

В ходе обсуждений поправок глава комитета ЗакСа по законодательству Денис Четырбок отметил, что в Петербурге уже есть несколько интересных проектов, которые реализованы на деньги частных инвесторов. По его словам, к таковым относятся «Новая Голландия», «Голицын Лофт» и «Севкабель Порт», но подобных пространств все равно недостаточно.

Общественным пространством в документе называется территория общего пользования, которая включает в себя устройство тематического парка, парка культуры и отдыха, пешеходную зону, место массовой околоводной рекреации и иные элементы благоустройства. Все они должны соответствовать проекту благоустройства конкретного общественного пространства.

«Здесь существует некая терминологическая путаница. Общественные пространства вроде «Новой Голландии» считаются скорее креативными кластерами и культурными центрами. Под общественными пространствами стоит понимать открытые пространства типа площадей и пешеходных улиц, то есть места, на которых происходит городская жизнь», — объясняет АБН архитектор, эксперт Института дизайна и урбанистики ИТМО Варвара Лымарь.

Что касается креативных кластеров и досуговых центров, то их специализация зачастую строится вокруг бизнес-модели, ключевая задача которой зарабатывание денег, добавляет эксперт.

Хотя собеседник АБН и признает, что обычно культурная и коммерческая функция совмещаются, но со временем интересы бизнеса могут вытеснять культурную функцию. В качестве примера Варвара Лымарь приводит арт-пространство «Лофт Проект Этажи», где количество выставок в последнее время пошло на спад.

Денис Четырбок / Фото: официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга, assembly.spb.ru

В развитии общественных пространств очень важно уже сейчас продумывать варианты финансирования той самой культурной составляющей, которая быстрых денег практически никогда не приносит. Возможно, бюджетное софинансирование подобных территорий общего пользования позволит соблюсти некоторый баланс в их развитии.

«У нас много парков, которые откровенно не благоустроены. Кроме того, в Петербурге есть потенциально привлекательные общественные места, тот же «Красный треугольник» на Обводном канале, которые можно развивать. То же самое относится к набережным», — обращает внимание автор инициативы депутат Денис Четырбок.

При развитии городских общественных пространств важным моментов депутат называет комплексную работу. Нужна городская программа, единые требования и стандарты к общественному пространству, объяснил АБН Денис Четырбок.

Но Варвара Лымарь рекомендует не строить новые центры притяжения, а развивать уже сложившиеся пространства, которые могут носить черты тех же самых культурных комплексов. Самым очевидным примером таких комплексов архитектор называет районные библиотеки, где можно устраивать культурные события.

Денис Четырбок также подчеркивает, что большое значение для Петербурга имеет появление общественных пространств районного масштаба.

«Потребность людей каким-то образом приобщаться к культурной жизни в Петербурге сохраняется. Целесообразно поддерживать ее на основе коммерческих и некоммерческих активностей, развивая их в различных районах. Лектории на базе библиотек — одна из форм культурного досуга, которая к тому же не требует больших затрат», — уверяет эксперт Института дизайна и урбанистики ИТМО.

В то же время некоторые депутаты ЗакСа критически отнеслись к поправкам. Например, депутат Алексей Ковалев выразил опасения, что под видом развития общественных пространств в городских парках и на пляжах могут появиться запрещенные объекты торговли.

Но современные креативные пространства, по словам госпожи Лымарь, и сегодня отчасти напоминают торговые центры, только на более продвинутой ступени развития. По ее мнению, для них следует применять те же методики экономического анализа, как и для торгово-развлекательных центров. В этом случае культурная функция является скорее вторичной, хотя тоже может присутствовать.