«За счет потребителя»: к чему может привести законопроект о локализации такси

«За счет потребителя»: к чему может привести законопроект о локализации такси

Фото: pixabay.com

Автоэксперт Игорь Моржаретто рассказал корреспонденту АБН24 о перспективах законопроекта о локализации автомобилей такси.

В социальных сетях и Telegram-каналах активно обсуждают новый законопроект о локализации автомобилей такси, который якобы с 1 марта 2026 года обяжет использовать только машины «АвтоВАЗа» и еще несколько других марок. Однако это не совсем так — закон о локализации такси, принятый Госдумой во втором и третьем чтениях, куда сложнее и многограннее, чем кажется на первый взгляд. Разбираемся, что к чему.

Начнем с того, что потенциально будущий закон, то есть, законопроект, должен пройти через Совет Федерации и получить подпись президента. А этого еще не произошло. Пока что из опубликованной на сайте Госдумы информации явно видно, что законопроект не запрещает иномарки в такси и не ограничивает рынок только отечественными брендами.

маршрут такси карта
Фото: © freepik.com

Кроме того, для некоторых регионов будут действовать исключения: требования не будут применяться до 1 марта 2028 года в Калининградской области и Сибирском федеральном округе, а в Дальневосточном федеральном округе — до 2030 года.

Также законопроект предполагает задействовать только таксопарки. Самозанятые извозчики смогут использовать свои автомобили до конца срока их эксплуатации, это отдельно подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Как работает локализация?

Законопроект вписывается в программу импортозамещения, действующую с 2010-х годов. Согласно постановлению правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года, товары оцениваются по «балльной» системе локализации. Чем больше российских материалов, технологий и оборудования используется, тем выше балл (от 0 до 100). Высокий балл дает право на госзакупки, субсидии и компенсации.

Если законопроект станет полноценным законом, то с 1 марта 2026 года таксопарки действительно будут обязаны закупать автомобили с высоким уровнем локализации, но выбор не ограничится только российскими марками. Локализованные иностранные автомобили, произведенные в России, также подходят. Это, например, китайские Haval, Kaiyi, Ford (Focus, Mondeo), Renault (Logan, Sandero), Hyundai Solaris, Geely и даже белорусские BelGee. Также подойдут BMW, Cadillac, Opel и Chevrolet, которые собирают методом крупноузловой сборки (SKD). Таким образом, любители такси класса Комфорт+ не останутся обиженными.

AURUS Komendant аурус комендант автомобиль машина
Фото: aurusmotors.com

Для тех, кто предпочитает бизнес-класс, есть Aurus. Причем купить машину этой марки может любой желающий — как подержанную, так и новую.

Мнения о законопроекте

Таксомоторная отрасль просит Вячеслава Володина доработать законопроект о локализации. Председатель АНО «Общественный совет по развитию такси» Ирина Зарипова написала открытое письмо спикеру Госдумы, о чем АБН24 рассказывало ранее.

В открытом письме представители отрасли заявили, что текущая редакция документа не отражает сбалансированного подхода к интересам государства, автопроизводителей, перевозчиков и пассажиров. Как неоднократно подчеркивал президент РФ Владимир Путин, транспортная политика должна учитывать потребности всех сторон, однако предложенные нормы встретили сопротивление со стороны большинства участников рынка такси.

Также против выступили отраслевые объединения, региональные бизнес-ассоциации, профсоюзы, общества потребителей, самозанятые, научное сообщество и исполнительные органы регионов, где такси обеспечивает транспортную доступность.

Отрасль поддерживает стратегическую задачу перехода на отечественные автомобили, но считает, что прямой запрет на использование иномарок неэффективен без необходимой правовой, технологической и административной поддержки. Эксперты предлагают доработать законопроект, приведя его в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

В частности, предлагается определить критерии локализации автомобилей как российской продукции, установленные правительством РФ, и ввести приоритетное использование отечественных машин вместо жестких ограничений.

Для стимулирования перехода на российские автомобили отрасль рекомендует внедрить экономические меры: льготы для перевозчиков, использующих отечественные машины, и гибкую систему платежей для тех, кто продолжает эксплуатировать иномарки по объективным причинам.

Фото: ru.freepik.com

Кроме того, таксисты считают нецелесообразным закрепление технических требований в законопроекте, так как это может затруднить разработку государственных программ по созданию специализированных автомобилей для такси, подобных тем, что успешно реализуются в Китае или существовали в СССР.

В завершение Зарипова обращается к Володину с просьбой перенести рассмотрение законопроекта № 481272-8 во втором чтении, аргументируя это необходимостью более детальной проработки документа с учетом ранее представленных рекомендаций.

Она подчеркивает, что временные рамки, установленные для вступления закона в силу, и рабочий график Государственной Думы на весеннюю сессию 2025 года предоставляют достаточно возможностей для проведения всесторонних консультаций и создания качественного законодательного акта, который будет соответствовать интересам как общества, так и экономики в области легкового такси.

Заместитель главного редактора журнала «За рулем» и автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что в случае принятия закона не будет «ничего хорошего»:

«Дело в том, что все страны, где есть автопроизводство, так или иначе своим автопроизводителям помогают — это факт. Но в случае с такси ни в одной из стран я не нашел закона, где бы напрямую таксистов заставляли ездить только на отечественных автомобилях. Да, в Германии есть налоговые льготы, если таксист ездит на автомобиле немецкого производства, а не на французских. Но не более того. То есть, производителя, конечно, поддерживают своего, но за счет государства. У нас в данном случае речь идет о том, что собираются поддерживать автопроизводителя за счет увеличения стоимости стоимости такси, то есть, за счет потребителя. И это, мне кажется, не очень честно», — рассуждает Моржаретто.

Что касается мнения отечественных производителей, то они, понятное дело, видят в законе возможность для роста спроса на локализованные автомобили.