Прокатные электросамокаты, в отличие от частных, контролируются со стороны государства и арендодателя. Кикшеринговые компании могут отследить местоположение СИМ, а также получить данные о времени и месте нарушения пользователей.
Чтобы самокат взять в аренду, кикшеринговой компании необходимо предоставить информацию о человеке. С развитием СИМ-движения сервисы проката Whoosh, «Яндекс Go» и «МТС Юрент» начали ограничивать максимальную скорость движения, закрывать зоны, вводить запрет на аренду самокатов пьяным и несовершеннолетним. Также начали блокировать аккаунты злостных нарушителей ПДД.
Однако в связи с этим возникла сложность с идентификацией пользователей. Некоторые граждане стали использовать чужие аккаунты, а также заводить новые после блокировки, менять сервисы проката.
По словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, чтобы не допускать в сервис проката детей и подростков, а также быстрее выявлять тех, кто грубо нарушает ПДД, была введена верификация пользователей. Об этом он говорил перед началом сезона‑2025.
Теперь пользователям перед арендой СИМ необходимо авторизоваться через Mos ID на портале mos.ru.
В настоящее время аналогово mos.ru в других регионах России нет. Поэтому сервисам проката приходится использовать свои возможности для проверки райдеров.
Председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев отметил, что власти города ждут и приветствуют федеральные инициативы. В Минцифры и Минтранс уже несколько раз отправляли запросы о необходимости идентифицировать пользователя, например, через «Госуслуги». Он подчеркнул, что достоверная идентификация необходима.
Сейчас параллельно с обсуждением способов идентификации пользователей ведется дискуссия о том, как быть с нарушителями-перебежчиками.
Енокаев сказал, что пользователи СИМ уходят из одной компании в другую. Таким образом, они могут, условно, три раза нарушить правила в разных компаниях.
Он пояснил, что создание реестра нарушителей решит эту проблему и позволит всем сервисам проката видеть одинаковую картину.