История с апарт-комплексом VALO может затронуть тысячи инвесторов

История с апарт-комплексом VALO может затронуть тысячи инвесторов

Фото: unsplash.com

Вокруг петербургского апарт-комплекса VALO разворачивается судебная история, которая может выйти за рамки одного объекта и повлиять на рынок инвестиционных апартаментов. Генеральная прокуратура подала иск в Никулинский районный суд Москвы, где среди активов, предлагаемых к взысканию в доход государства, фигурирует комплекс на улице Салова.

Речь идет о деле, связанном с предполагаемым нарушением антикоррупционного законодательства. В материалах говорится, что создание комплекса финансировалось средствами, которые надзорное ведомство считает полученными незаконным путем. При этом VALO представляет собой не частную резиденцию или корпоративный актив, а крупный апарт-комплекс, в который вложились тысячи граждан, сообщил ДП.

Строительство велось по 214-ФЗ с использованием договоров долевого участия, регистрацией договоров, банковским сопровождением и в рамках действующего законодательства, рассказали ДП в пресс-службе VALO. По данным компании, суммарно в проект инвестировали более 2,5 тыс. физических лиц, рассматривавших апартаменты как инструмент получения дохода от аренды или альтернативу банковским депозитам.

Если исходить из позиции истца о «коррупционном происхождении» актива, то теоретически объект может быть обращен в доход государства. Однако в этой ситуации возникает правовой вопрос: каким образом люди, действовавшие в рамках федерального закона, могут оказаться участниками схемы легализации?

Руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов отметил, что отказ от доказывания в рамках уголовного преследования не должен снижать стандарт доказывания в гражданском процессе, так как затрагиваются охраняемые Конституцией РФ права собственности третьих лиц, добросовестность которых даже не оспаривается.

При этом эксперты отмечают, что механизм долевого строительства по 214-ФЗ формировался как инструмент защиты граждан от недобросовестных застройщиков. Девелоперы обязаны привлекать средства через банки и действовать в рамках установленного контроля, отметили в ДП.

В случае удовлетворения иска встает вопрос и о доходности для владельцев апартаментов. VALO работает как апарт-отель с централизованной моделью управления: собственники получают арендный доход через управляющую компанию. Функционирование комплекса включает единую систему загрузки, маркетинга, обслуживания и сервисных стандартов, пояснили в издании.

«Упоминание компании в контексте заявленных требований к иным участникам рынка является ошибкой. Допускаем, что это каким-то образом может быть связано с тем, что в 2005 году Сторожев Константин Викторович участвовал в проекте запуска гостиницы Новотель, которая, судя по публикациям в СМИ, также упоминается в материалах судебного дела. В 2008 году Сторожев К.В. покинул проект Новотель и продолжил свою карьеру управляющего менеджера в других компания», — указали в «Вало Сервис».

В случае ограничений в отношении управляющей структуры это может повлиять на текущую операционную деятельность. Соответственно, доходность юнитов станет непредсказуемой, а сам инвестиционный инструмент — менее понятным.

Также пока неясно, что именно является предметом иска — сам комплекс или доли в компаниях, владеющих комплексом. От этого напрямую зависит масштаб последствий. Не исключено, что возможное изъятие такого объекта может повлиять на доверие к инвестициям в апартаменты и к самой модели привлечения средств граждан в этом сегменте.